WMS (Система управления складом): Регулирование параметров логистическоР# концепции “точно РІ срок” РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ методов оценки надежности процесса транспортировки
 
 
contact
resolution
press
news
projects
outfit
awards
urls
 
Опрос
Какие отраслевые и профессионнальные издания вы предпочитаете?
"Секрет фирмы"
"Эксперт"
"Современный Склад"
"Логинфо"
"Складской Комплекс"
"Склад и Техника"
 
 

Регулирование параметров логистической концепции “точно в срок” на основе методов оценки надежности процесса транспортировки

Современный уровень развития компьютерной техники и информационных систем позволяет при использовании логистической концепции “точно в срок” добиться максимального согласования параметров поставки.

Основой для планирования поставки товаров (сырья, материалов и т.д.) является точно известная потребность производства в них: объемы, сроки и пункты потребления. Строгое соблюдение условий поставки позволяет получателям исключить запасы товаров в производстве, создаваемые на непредвиденные нужды.

При таком технологическом подходе предприятие кроме сокращения “прямых” затрат на обслуживание запасов получает определенный дополнительный экономический эффект за счет высвобождения денежных средств, которые оно было вынуждено замораживать в создание страховых запасов.

Среди основных характеристик концепции “точно в срок” можно выделить следующие: сведение размеров запасов к нулю; выбор производителями в качестве поставщиков и перевозчиков только самых надежных.

Наличие в производстве страховых запасов рассматривается как неэффективная работа руководства компании.

Страховые запасы формируются по двум основным причинам:

  • сбои в поставках. Страховые запасы позволяют предотвратить остановку производства;
  • возрастание спроса на продукцию. В этом случае страховые запасы дают возможность, не дожидаясь дополнительной партии сырья, увеличить объемы производства.

Система “точно в срок” является жестко ориентированной на спрос, который является основой для корректирования текущих параметров поставки, а значит в части создания запасов для страхования изменения спроса нет необходимости.

Производитель при переходе на концепцию “точно в срок” главное внимание уделяется выбору “надежных” поставщиков, что является определяющим для успешного применения данной концепции. Для сравнения указывается, что американские и европейские производители смогли внедрить концепцию “точно в срок” только через 10-15 лет после японцев, так как надежность поставок была очень низкой.

С поставщиками устанавливаются партнерские отношение, количество которых, как правило, небольшое, при этом с их стороны должно уделяться основное внимание приоритетному обслуживанию данного производства, т.е. поставка должна выполняться несмотря ни на что. Так как любой сбой в поставках в связи с отсутствием страховых запасов на производстве приведет к нарушению производственного расписания, срывам договорных обязательств или, что еще хуже, отклонениям в протекании технологических процессов.

Поставка рассматривается как система, состоящая из множества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов логистической системы: поставщик, перевозчик, получатель. Состояние каждого их этих элементов накладывает определенные ограничения не состояние и развитие системы, например, могут изменяться объемы и сроки поставок, направления перевозки и т.д. Система поставки переходит из одного состояния в другое в течение периода выполнения поставки, который определяется продолжительностью подготовительных, погрузочно-разгрузочных операций, транспортировки и т.д.

Надежность поставок определяется надежностью поставщика, т.е. его готовностью отгружать необходимую продукцию, в нужном количестве и в нужное время, а также надежностью перевозчика, точнее, процесса транспортировки продукции. В последнем случае о надежности можно говорить, когда груз доставлен в срок и в сохранности, как по его весовым (объемным) характеристикам, так и по соответствию его физико-химических и других свойств. Если в процессе транспортировки были нарушены условия по соблюдению, скажем, скоростных ограничений, поддержанию температурного режима и т.д., что привело к порче груза, вследствие чего он не может быть использован в производстве, в данном случае также можно говорить о сбое в поставках в размере всего запланированного объема испорченного груза или его части.

Поэтому, если мы говорим об обязанности поставщика обеспечить своевременную доставку продукции, то также подразумеваем и соответствующие обязанности перевозчика по выполнению транспортировки.

Надежность процесса транспортировки не зависит от методов планирования поставок, организации перевозок, используемых видов транспортных средств и т.д., но во многом определяется влиянием случайных факторов, проявление которых обладает закономерностью для данного процесса с определенными вероятностными характеристиками.

Процесс транспортировки является процессом с дисперсным состоянием. Большинство операций этого процесса развиваются как случайные события, которые в своем развитии и завершении зависят от различных причин случайного характера (дорожные, метеорологические условия, самочувствие водителя и т.д.).

Система поставки, как и любая производственная система, характеризуется той или иной степенью надежности. В общем смысле надежность - это мера способности системы работать безотказно. Количественно надежность выражается вероятностью безотказной работы данной системы в течение определенного отрезка времени в заданных условиях. Наступление отказов в работе системы исследуют в определенном временном интервале, величина которого зависит от продолжительности периода протекания технологических процессов. Этим периодом может быть заданное время выполнения единичной операции (ездки) или определенного количества последовательных операций или заданий.

Процесс возникновения отказов, равно как и время безотказной работы, носят случайный характер. В качестве теоретических законов распределения времени безотказной работы могут быть использованы любые применяемые в теории вероятностей непрерывные распределения. Однако в теории надежности особое значение имеет экспоненциальный закон. Экспоненциальное распределение безотказной работы часто встречается на практике.

Оценка надежности процесса транспортировки по соблюдению плановых заданий по времени (срокам) перевозки, доставке сырья в требуемом объеме и сохранности при этом его свойств производится с использованием соответствующей методики оценки надежности транспортировки.

В стандартной схеме взаимодействия поставщика, перевозчика и получателя значение надежности транспортного процесса используется для расчета размера страховых запасов, которые формируются у получателя для сглаживания сбоев в поставках.

Методика расчета страховых запасов позволяет расчетным путем определить размер страхового запаса при известной надежности поставки. Для общего случая величина страховых запасов равняется произведению отрицательной величины натурального логарифма надежности процесса транспортировки на планируемый объем поставок.

При использовании логистической концепции “точно в срок”, как было отмечено выше, страховые запасы у получателя не создаются. Но, принимая во внимание закономерность наличия сбоев в процессе транспортировки, следует заметить, что без создания дополнительных методов регулирования поставок по системе “точно в срок”, сглаживающих такие отклонения, в результате “очередного” сбоя, например, опоздания транспортного средства, у производителя может остановиться производство или нарушиться технологический процесс.

Выход в данной ситуации видится следующий. Зная надежность процесса транспортировки и расчетную величину необходимых страховых запасов, следует не пренебрегать этими данными, но обязательно их учитывать при организации поставки. При работе по концепции “точно в срок” учет “страховых” объемов поставляемых товаров должен производиться при планировании поставок не получателем, как в стандартных ситуациях, а поставщиком, который обязан обеспечить “стопроцентную” надежность поставок.

В любой отдельно взятый момент времени в системе поставок находится некоторое множество транспортных средств с определенным объемом поставляемых товаров. Этот объем находящихся в процессе транспортировки товаров соответствует потребностям в них получателя. При этом не учитываем, что транспортировка “растянута” по времени – период поставки общего объема может превышать период выполнения единичной едки, но в конкретном временном сечении соответствие объема товаров “в пути” потребностям в них получателей – имеется.

Зная расчетную величину недопоставок (страховых запасов), поставщик “выталкивает” в канал поставки дополнительный объем товаров в размере указанной расчетной величины. То есть система поставки искусственно перенасыщается, а дополнительные объемы товаров перераспределяются в зависимости от сбоев в транспортировке.

Дополнительные (страховые) объемы поставок могут рассчитываться по каждому получателю, группам получателей, для всей системы, а также по номенклатуре грузов и т.д.

Теоретически поставка товаров может быть представлена в виде сплошного или точнее непрерывного потока, состоящего из непрерывно движущихся во времени транспортных средств с грузом – единиц. Сглаживание сбоев в логистической цепи может осуществляться путем регулирования скорости такого потока либо его перенаправления.

В реальной действительности поставке товаров присуща только некоторая непрерывность потока. Ее определяют находящиеся в пути транспортные средства с грузом, которые в логистике с позиций управления запасами рассматриваются как “запасы в пути”. Наличие “запасов в пути” в товаропроводящей сети в определенной степени гарантируют поставку товара в согласованный срок.

Но стоит заметить, что каждое транспортное средство с грузом имеет жесткую “привязку” к определенному поставщику, которая определяется местом назначения перевозки (получателем), временем поставки, маршрутом движения и т.д. Перенаправление такого транспортного средства, в случае схода с трассы другого, приведет к нарушению поставки закрепленному получателю. Поэтому для перенаправления потока в системе поставки без негативных последствий необходимо использовать либо дополнительные транспортные единицы с данным видом груза, либо развивать складскую сеть, либо использовать товарные мощности центров распределения.

Оптимизация логистической системы, работающей на принципах концепции “точно в срок”, может проводиться на основе отыскания вариантов размещения “страховых” объемов либо все-таки у получателя, либо у поставщика в товарораспределительной сети, либо путем сочетания элементов обеих стратегий, которое бы обеспечивало максимальное снижение издержек в логистической цепи.

Иными словами при оптимизации логистической концепции “точно в срок” следует ответить на вопрос, что выгодней: создать страховой запас у получателя, или тот же объем товара разместить поставщиком в каналах распределения в качестве “запасов в пути” и осуществлять его перераспределение в зависимости от результатов транспортировки, или может быть стоит сочетать методы создания страховых запасов и “запасов в пути”?

Сочетание указанных методов представляет собой модель регулирования параметров логистической концепции “точно в срок” с учетом результатов оценки надежности процесса транспортировки.

Здесь мы говорим именно о регулирование параметров концепции “точно в срок”, а не их корректировании, потому что допускаем сочетание указанных выше методов в той или иной мере. А уже после выбора определенной стратегии (модели) должно осуществляться корректирование параметров: планирование объемов поставок с учетом или без страховых запасов, объемов транспортной работы с целью обеспечения максимальной надежности, разработка схем транспортировки в зависимости от выбранной модели, перераспределение транспортных средств на основе данных о протекании процесса транспортировки.

Планирование поставки осуществляется с использованием вероятностных моделей для системы случайных величин, а корректирование параметров системы поставки должно осуществляться на основе информации о выполнения транспортного процесса.

При планировании поставок потенциальная величина “недопоставок” должна быть точно спрогнозирована с учетом задания получателя на основе методов оценки надежности и расчета страховых запасов и обязательно учтена при осуществлении логистического управления на данном участке.

 

ЛАРИН О. Н.
к.т.н., доцент, Тюменский государственный нефтегазовый университет

[Опубликовано: Транспортные потоки: Информационно-аналитическая газета. - 2001 г., № 4.]

Статья предоставлена Координационным советом по логистике

 
2007-2009© MTG
Главная | Проекты | Оборудование | Контакты
Rambler's Top100